Основными рабочими органами любого лемешного плуга являются корпус, предплужник и дисковый нож.
Корпус состоит из лемеха 7, отвала 9 и полевой доски. Все эти части корпуса крепятся к стойке. Предплужник 8. как и корпус, представляет собой лемех и отвал, укреплённые на стойке. Дисковый нож отрезает пласт, оборачиваемый последним корпусом, для получения ровной стенке борозды. Нож установлен на консоли рамы перед последним корпусом.
К вспомогательным частям плуга относятся рама 2, механизм навески плуга на трактор, транспортный механизм, правое и левое 5 опорные колёса с устройствами для регулирования глубины вспашки.
Процесс вспашки протекает следующим способом. При движении плуга нож отрезает пласт в направлении движения плуга, а предплужник 8 снимает верхний слой пласта и сбрасывает его в открытую предыдущем корпусом борозду. Лемех 7 корпуса подрезает пласт снизу, немного приподымает его и передаёт на отвал 9. Отвал оборачивает и крошит пласт. Так как пласт оборачивается вправо, реакция почвы стремится повернуть плуг влево. Чтобы воспрепятствовать этому, на корпусе установлена полевая доска, упирающаяся в стену борозды.
Подготовка плуга к работе. В систему мероприятий по подготовке плуга к работе входят проверка правильности сборки и технического состояния плуга; установка на плуге рабочих органов; подготовка трактора и присоединение к нему плуга; настройка плуга на заданную глубину вспашки.
Проверка правильности сборки выполняется на ровной площадке. Полевая доска и полевая поверхность стойки, т.е. поверхность, обращённая в сторону непаханого поля, должны лежать в одной вертикальной плоскости. Полевые обрезы лемеха и отвала должны также находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5-8 мм. Отклонение верхней точки полевого обреза отвала от вертикальной плоскости допускается в сторону пашни не более 10 мм. Отклонение верхней точки полевого обреза отвала в сторону поля не допускается. Задний конец полевой доски и носок трапецеидального лемеха должны лежать в плоскости полевой стороны корпуса. Отклонение заднего конца полевой доски допускается в сторону борозды, но не более 5 мм. Лезвие лемеха должно быть горизонтальным; допускается выступление бороздного конца не более 3 мм.
Собранный плуг проверяют на ровной площадке. Для проверки его устанавливают так, чтобы корпуса опирались лезвиями на площадку, а рама была горизонтальной. У правильно собранного плуга трапецеидальные лемеха должны соприкасаться с площадкой по всей длине лезвия, а долотообразные лемеха - только носками, причём правые концы должны быть подняты над поверхностью площадки на 10 мм. Лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки лемехов и правых их концов от шпагата ( 10 а ) допускается не более 5 мм. Плоскости полевых обрезов корпусов должны быть параллельны.
Установка рабочих органов на плуге сводится к расстановке предплужников и ножа. Предплужники монтируют на раме плуга так, чтобы пласты с корпусов свободно проходили в промежутки между предплужниками и основными корпусами. Расстояние от носка лемеха предплужника до носка лемеха основного корпуса, по ходу у плугов с шириной захвата корпуса 40 см. должно быть 35-40 см, а у плугов с шириной захвата 35 см., 25-30 см. Полевой обрез предплужника должен лежать в плоскости полевого обреза основного корпуса; допускается отклонение в сторону поля до 15 мм. Лезвие лемеха предплужника должно быть выше лезвия лемеха основного корпуса: на 10 см – при глубине вспашки на 20 см; на 12 см – при 22 см; на 15 см – при 25 см; на 17 см – при глубине вспашки 27 см.
Дисковый нож устанавливается впереди предплужника так, чтобы диск был вынесен в поле от левого обреза основного корпуса на 1- 3 см, а от края предплужника - на 1 см. Цент диска устанавливается над носком лемеха предплужника; нижняя точка лезвия диска – на 2 – 3см ниже его носка.
Настройка плуга на заданную глубину вспашки выполняется следующим образом. У плуга ПТК-9-35 под левое опорное и левое пневматическое транспортное колёса помещают подкладки, высота которых меньше заданной глубины вспашки на 2 – 3 см. Винтовым механизмом опорного колеса и упорными винтами левого пневматического колеса опускают колёса так, чтобы они своими опорными плоскостями стояли на площадке. Правое опорное колесо должно быть на уровне опорной плоскости корпусов. Для прохода первой борозды правое опорное колесо регулировочным винтом поднимают над опорной плоскостью корпусов на высоту, равную 1/3 заданной глубины вспашки. На второй борозде или при заезде в готовую борозду правое опорное колесо должно быть опущено до опорной плоскости корпусов. Во время работы глубину вспашки изменяют упорным винтом левого пневматического колеса.
У полунавесного плуга ПЛП-6-35 подкладку устанавливают под опорное металлическое колесо. Раму плуга выравнивают винтовым механизмом опорного колеса и правым раскосом механизма навески трактора. Все корпуса должны носками лемехов и пятками полевых досок касаться площадки. Верхнюю регулируемую тягу укорачивают до отказа.
Навесной плуг настраивают на заданную глубину вспашки в таком же примерно порядке. Изменяя длину верхней тяги навески трактора и раскосов, устанавливают раму плуга параллельно площадке. Под опорное колесо ставят подкладки, высота которых соответствует заданной глубине, уменьшенной на глубину погружения колеса в почву ( 2 – 3см ). Для первого прохода плуга правый раскос навески трактора укорачивают так, чтобы первый корпус пахал наполовину заданной глубины. На втором походе плуга правым раскосом устраняют перекос рамы в поперечно-вертикальной плоскости.
Трактора К-700 и Т-150 при вспашке ведут так, чтобы расстояние от края правых колёс до стенки борозды было не более 30 см. Для трактора ДТ-75 расстояние от правого обреза гусеницы до стенки борозды должно быть 10 – 15 см. правые колёса трактора МТЗ при вспашке располагают в открытой борозде. У навесных плугов перекос рамы в поперечной плоскости устраняют изменением длины правого вертикального раскоса механизма навески трактора, а в продольной плоскости – изменением длины верхней тяги.
Контроль качества вспашки. Глубину вспашки проверяют бороздомером или линейкой во время работы в открытой борозде, путём погружения в выровненный вспаханный слой деревянного или стального стержня до дна борозды. Чтобы получить среднюю глубину обработки, обычно рекомендуется сделать не менее 20 замеров в разных местах и вычислить среднюю глубину, которую сравнивают с заданной. При проверке глубины вспашки по уже вспаханному загону учитывают вспушённость, которую в период отсутствия дождей принимают равной 20%, и соответственно уменьшают вычисленную среднюю глубину.
Комплектование и подготовка агрегатов к работе
На вспашке обычно используют наиболее мощные из имеющихся в хозяйстве тракторы, а плуги выбирают с учетом состояния почвы, заданной глубины и скоростного режима агрегата.
Определяют число корпусов в агрегате для того, чтобы развиваемое тяговое усилие трактора использовалось максимально.
Присоединяют плуг к трактору, устанавливают на регулировочную площадку и проверяют тип, форму и размеры отвалов, лемехов и полевых досок, комплектность, правильность сборки, техническое состояние и надежность креплений.
При комплектовании пахотных агрегатов на базе тракторов класса тяги 30 кН и более мощных навесное устройство смещают вправо от геометрической оси трактора на соответствующий размер, чтобы плуг шел без перекоса, пахота была слитной, гребнистость между смежными проходами плуга была такой же, как и между смежными корпусами, полевая стенка борозды не разрушалась ходовым аппаратом трактора. Это смещение для различных агрегатов и различных режимов работы неодинаково. Иго определяют по формуле:
С=0,5(Вт-Вп+bг)+е
где С — расстояние между геометрическими осями трактора и плуга;
Вт — ширина колеи трактора;
е — расстояние от наружной кромки гусеницы или ведущего колеса трактора до полевого обреза борозды;
bг — ширина гусеницы или колеса трактора;
Вп — ширина захвата плуга.
Значение e принимают от 100 до 300 мм в зависимости от состояния почвы, типа ходовой части, рабочей скорости пахотного агрегата. Так, для ДТ-75 на стерне при рабочей скорости до 2 м/с можно принимать е=100...150 мм, а для трактора Т-150К на том же иоле, но при рабочей скорости более 2 м/с, примерно 250...280 мм, для К-701 — до 300 мм.
Смещение оси плуга по отношению к оси трактора на некоторых плугах может достигаться частично или полностью смещением присоединительных устройств на плуге, а не только смещением навесных устройств на тракторе.
Окончательно проверяют, а если надо, и регулируют плуг в бороздеНастройка плуга ПЛН-3-35 на заданную глубину вспашки осуществляется до выезда в поле на регулировочной площадке. Для этого под левые колеса трактора и под опорное колесо плуга устанавливают прокладки высотой, равной глубине вспашки, минус 20–50 мм и опускают плуг на площадку так, чтобы лемеха всех корпусов касались площадки. Винтовым механизмом опорного колеса 6 опускают колесо до соприкосновения с прокладкой. Затем в поперечной плоскости плуг выравниваем при помощи правого раскоса навески трактора, в продольной плоскости – центральной тягой.
Настройка плуга ПЛН-3-35
1 – скоба; 2 – детали крепления; 3 – чистик;
4 – колесо; 5 – стойка;6 – механизм винтовой
Основное требование данной настройки плуга – это параллельность рамы площадке как в продольной, так и в поперечной плоскости. Раскосы механизма навески трактора устанавливаем на передние отверстия продольных тяг. Соединение верхней тяги с рамкой автосцепки СА-1 делаем только через отверстие. Соединение через паз категорически запрещается, так как это приводит к неустойчивому ходу плуга по глубине.
Ограничительные цепи механизма навески трактора регулируем винтовыми стяжками так, чтобы они немного провисали, тем самым обеспечивая раскачивание плуга в транспортном положении не более чем на 20 мм. Левый раскос навесной системы трактора устанавливаем на длину 515 мм между осями шарниров. Во время работы длину левого раскоса не меняем, оставляя её постоянной. Перед проходом первой борозды по отметкам на стойке опорного колеса устанавливаем предварительную глубину вспашки, равную примерно 2/3 от заданной. Во время прохода первой борозды необходимо, чтобы задний корпус плуга вспахивал на глубину, установленную опорным колесом, а передний – на половину заданной глубины. После того, как прошли две-три борозды проводим окончательную настройку и регулировку плуга ПЛН-3-35. В борозде агрегат должен идти устойчиво, без перекосов, рама параллельна поверхности почвы, рабочий захват - нормальный, все корпуса вспахивают почву на одинаковую глубину, растительные остатки заделываются полностью, пахота не должна иметь недовалов пластов. Если правая сторона рамы выше или ниже левой, необходимо укоротить или удлинить правый раскос тяги навесной системы трактора. Если задний корпус пашет мельче или глубже переднего, то укорачивают или удлиняют верхнюю тягу. Отрегулированные механизмы навески трактора и плуга остаются в заданном положении на всё время пахоты обрабатываемого участка. При переезде на другой участок припашку, регулировка и настройка плуга производится заново по той же схеме.
Технологическая регулировка плугов ПЛН 3-35, ПЛН 4-35 включает в себя операции по проверке правильности установки корпусов плуга, установке рабочих органов для отвальной вспашки, выравнивание положения рамы относительно поверхности поля, установка плугов на заданную глубину пахоты, установка плугов относительно трактора в горизонтальном положении. От качества проведения данных операций по настройке и регулировке плугов зависит качество пахоты.
Плуг ПЛН-3-35
Проверка правильности установки корпусов плуга ПЛН 3-35, ПЛН 4-35
Опорные поверхности корпусов должны располагаться в одной горизонтальной плоскости. Для этого натягивают шнур между носками или пятками 1-го и последнего лемеха и по его уровню проверяют правильность установки корпусов плуга.
Установка рабочих органов для отвальной вспашки плуга ПЛН 3-35, ПЛН 4-35
Установка предплужника плуга ПЛН 3-35
По горизонтали предплужник устанавливают впереди основного корпуса на расстоянии равном ширине захвата основного корпуса (30-35см).
По высоте его устанавливают так, чтобы он снимал верхний слой почвы на глубину 7-12см. Рекомендуется устанавливать предплужник в зависимости от глубины пахоты следующим образом:
для пахоты корпусом плуга на глубину 20 см стойку фиксируем на верхнем отверстии;
для пахоты на глубину 22 см – на 2-м отверстии;
для пахоты на глубину 25 см – на 3-м отверстии;
для пахоты на глубину 27 см – на 4-м отверстии;
для пахоты на глубину 30 см – на самом нижнем отверстии.
Полевые обрезы предплужника и корпуса должны располагаться в одной вертикальной плоскости (допускается отклонение обреза предплужника в сторону поля до 1-2см).
Установка дискового ножа плуга ПЛН 3-35, ПЛН 4-35
дисковый нож устанавливают так, чтобы центр диска совпадал по вертикали с носком лемеха предплужника или был вынесен вперед на расстояние до 130 мм. Лезвие диска должно быть ниже носка лемеха предплужника на 2-3 см. Зазор между плоскостью вращения диска и полевым обрезом предплужника должен быть 1-3см.
Выравнивание положения рамы относительно поверхности поля плуга ПЛН 3-35, ПЛН 4-35
у навесных плугов горизонтальность рамы в продольно- вертикальной плоскости с одним опорным колесом, регулируется винтовым звеном верхней тяги навески трактора. у навесных и полунавесных плугов с двумя опорными колесами устанавливают опорные колеса, после соответствующих регулировок длинных тяг навески трактора. Горизонтальные рамы поперечно-горизонтальной плоскости у навесных плугов ПЛН 3-35, ПЛН 4-35 регулируют вертикальными винтовыми тягами навески трактора.
Установка плугов ПЛН 3-35, ПЛН 4-35 на заданную глубину пахоты
Заданная глубина пахоты плугами ПЛН 3-35, ПЛН 4-35 устанавливается регулировкой тяги навесной системы трактора и с помощью механизма регулировки опорного колеса. На стойке опорного колеса нанесены отметки, по которым предварительно устанавливается глубина пахоты, которая равная примерно 2/3 заданной глубине. Во время первого захода необходимо следить за тем, чтобы задний корпус вспахивал почву на глубину, которая установленная опорным колесом, а передний корпус заглублялся немного меньше, при этом правая сторона рамы должна быть немного выше левой.